Сайт профессора Ю.В. Рожкова (ХГУЭП, Хабаровск)

Сайт профессора Ю.Рожкова, советы студентам, аспирантам, докторантам по написанию диссертаций


Аспирантам и соискателям учёных степеней
(советы по написанию диссертаций, стр.07)

Итак, дорогой соискатель, ты усвоил, что объект как бы шире, а предмет как бы уже (кстати, все мои рассуждения о названии, объекте, предмете, новизне, etc. имеют отношение и к докторским исследованиям, и к магистерским). "Юрий Владимирович! Ты уже достал меня и моего аспиранта своим объектом и предметом!!!" – так заявил мне коллега по диссертационному совету. –  "Разве это можно практически использовать? Это всё несусветные глупости! Я вообще на это внимание не обращаю".

Странно слышать такие вещи...  На примере УДК , ты, соискатель, уже убедился, что когда размежевал общее и частное исследуемой проблемы, то стало понятнее, о чём ты будешь писать. Но не только в этом дело...

Представим себе.  Ты выявил проблему. Существуют огромные трудности в управлении таджиками и узбеками, не знающими русского языка, работающими на стройке. Единственный орган управления – палец прораба. Указал он на метлу, потом на конкретного гастарбайтера, обвёл пальцем площадку. Всё, работа пошла! 

Давай думай, что же у тебя является предметом исследования, если ты решил писать диссертацию о таком "менеджменте" в строительстве? Правильно! Это указательный палец прораба! А объект? Варианты: а) кисть руки; б) рука по локоть; в) вся рука с предполечьем; г) всё туловище; д) голова.  А что? Именно она сжимает кисть, поворачивает туловище и саму руку в нужном направлении и т.д.  Вывод? Какой объект выберешь, такой и надо описывать в первом разделе диссертации!  Да ещё фрагменты по другим разделам раскидывать. Иначе не понять, как действует палец, разгибаясь и указывая, где надо орудовать метлой. 

Объект, в данном случае, может повлиять на название, то есть на предмет исследования. "Роль кистевых мышц в управлении пальцем прораба иностранными строительными рабочими".  Вдумайтесь! Мы хотели палец прораба сделать предметом, а он вообще ушёл из научного исследования, став просто практическим инструментом. Объект – мышцы, предмет – кистевые мышцы. 

Ничего страшного, как мы об этом писали выше, если объекта напрямую не будет видно в названии. Пусть он просто угадывается. Предмет-то главнее!!!

Пробуем. "Указательный палец прораба как инструмент управления иностранными рабочими". Вах-вах, как хорошо выписан в названии диссертации предмет! Вах!

Но научрук недоволен. Иностранные рабочие могут и знать русский язык!  Ладно! "Указательный палец прораба как инструмент управления рабочими, не знающими русского языка". Уже лучше! А где другие атрибуты, украшающие название?

Скажите, а что если прорабу предложить носить платиновый перстень с золотым черепом устрашающего вида? Применим наши знания о рабочей гипотезе диссера.

Если прораб будет управлять рабочими, не знающими русского языка, указательным пальцем, снабжённым дорогим перстем устрашающего вида, то производительность труда на стройке увеличится.

Гипотеза интересная. Мы видим, что перстень – новый инструмент. Разве это не научный результат исследования? Мы его подкрепили статистикой. Взмахивать метлой стали быстрее в два раза, бегать с носилками – в полтора. Может, попытаемся в название загнать?

"Указательный палец прораба, снабженный устрашающим перстнем, как инструмент управления рабочими, не знающими русского языка". Тут есть: а) предмет (указательный палец); б) часть объекта + актуальность (рабочие, не знающие русского языка); в) новый научный результат + новый инструмент управления (перстень с черепом); г) значимость исследования (намёк на повышение производительности труда).

И вот ещё что. Рассматривая примеры индексов УДК можно увидеть разные знаки. Допустим, 336.717:330.47. Это двоеточие называется "отношение". В этом случае пересекаются объёмы понятий. Можно смело переставлять соединяемые классы, от этого значение индекса не изменится. Вы рассматриваете указательный и средний палец прораба. Где взаимоотношение "объект–предмет"? Нет его!

Есть двойное двоеточие (339::384). Это означает выделение из первого класса понятия по слабому отношению ко второму классу. Какая тут может быть перестановка? Нельзя! Но здесь предмет чрезмерно далеко оторвался от объекта. Указательный палец прораба + мимика на его лице, когда он этим пальцем указывает. Так быть не должно!

Урок усвоен? Переходим далее. Всё о том же. 

Идём дальше

 

Есть вопрос по теме? Задавайте! Отвечу:
zdnrf@mail.ru 


Навигация
по разделу
Аспирантам

Стр.01
Стр.02
Стр.03
Стр.04
Стр.05
Стр.06
Стр.07
Стр.08
Стр.09
Стр.10
Стр.11
Стр.12

Мои публикации | Аспирантам | Вопросы мне | Стандарт "ВКР" | Курсовые ХГУЭП | Отчет по практике | Разное

© Copyright "Рожков делал сам", 2013

Top.Mail.Ru    
html counterсчетчик посетителей сайта