Сайт профессора Ю.В. Рожкова (ХГУЭП, Хабаровск)

Сайт профессора Ю.Рожкова, советы студентам, аспирантам, докторантам по написанию диссертаций


Аспирантам и соискателям учёных степеней
(советы по написанию диссертаций, стр.06)

Учти, соискатель, 90 процентов (!) руководителей не понимают, что такое объект и предмет исследования. Поэтому и появляется в диссертациях настоящая "объектно-предметная " чушь.  Считаю, что понять сущность этих научных категорий – самое важное из того, что надо сделать на первом этапе написания своих глупостей.

Начну "издалека" (знай, тебе всё равно придётся это делать, когда будешь оформлять документы в ВАК).  Открой любую книгу. И на второй странице увидишь УДК. Разберёмся, что это такое.

(В сети полно ссылок на коды УДК). В разделе 33 можно увидеть, например, код УДК 336. Это "Финансы. Банковское дело. Деньги и денежное обращение". Если ты пишешь про акушерство, то это 618. Так вот этот "первичный" код – это и есть почти объект. Потом поймёшь, почему "почти". 

Но ты пишешь о государственных расходах. А это уже 336.5 "Государственные расходы". Но ведь охватить весь спектр госрасходов невозможно! Открываешь 336.5. Тебе повезло! Там есть код, по которому ты пишешь диссертацию. Это 336.5.01 "Теория государственных расходов". Но там есть гиперссылка. Посмотрим, как там идёт конкретизация? Кликаем... 336.5.018 "Отдельные теории развития расходов". Ур-ря! Ты об этом и хотел писать, диссер! 

Ну, что? Сам сформулируешь первый вариант объекта и предмета? Или тебе пока понятен только принцип? Ладно, помогу.

1 вариантОбъект – 336.5 "Государственные расходы". Предмет – 336.5.01 "Теория государственных расходов".
2 вариантОбъект – 336.5.01 "Теория государственных расходов". Предмет – 336.5.018 "Отдельные теории развития расходов".
3 вариантОбъект – 336.5 "Государственные расходы". Предмет – 336.5.018 "Отдельные теории развития расходов".

Безусловно, это ещё не сам объект и предмет, а лишь их скелет. Но очень важный. Наполнять его можно сразу. Но можно и потом.

На этом этапе ты должен понять, что объект и предмет соотносятся как общее и частное. Но в философском, качественном, а не в "базарном" (физическом) смысле слова, когда целое яблоко – объект, а наполовину откушенное зубными протезами продавца – предмет. (Кстати, если у тебя объект яблоко, то следы от зубного протеза на яблоке тоже могут стать предметом исследования). Объект и предмет абсолютно равны в исследовательском смысле слова.

Можно часами сидеть и думать, что же имел в виду соискатель и его научрук, формулируя объект и предмет исследования? Поверьте, это неприятно. В случае с экспертом ВАКа ещё и опасно. Но не буду вас пугать, не так страшен черт, как его малюют. Расслабьтесь и обратите свой взгляд на эту шутку, закрепляющую в вашей памяти понятия, рассмотренные выше.

Хотя гитара вместо крышки унитаза, – это весьма и весьма оригинально (а это – один из признаков настоящего научного исследования!), однако объект – унитаз, а предмет – крышка в данном случае плохо "выплясываются". Впрочем, если удастся доказать новизну, то диссертация на эту тему получится. 

"Пой, моя гитара, пой! Как люблю я голос твой!
(Ю. Лоза, песня)

"... среди ночной тишины вдруг горячо и хлопотливо начинает бормотать унитаз".
(И. Ильф, Е. Петров. "12 стульев")

Если этот урок усвоен, переходим далее. Закрепим наши знания. 


Идём дальше

 

Есть вопрос по теме? Задавайте! Отвечу:
zdnrf@mail.ru 


Мои публикации | Аспирантам | Вопросы мне | Стандарт "ВКР" | Курсовые ХГУЭП | Отчет по практике | Разное

© Copyright "Рожков делал сам", 2013



Top.Mail.Ru
Навигация
по разделу
Аспирантам

Стр.01
Стр.02
Стр.03
Стр.04
Стр.05
Стр.06
Стр.07
Стр.08
Стр.09
Стр.10
Стр.11
Стр.12


html counterсчетчик посетителей сайта